«…видно ваша дружба до первого дождя!». Я думаю, каждому знакомы эти строки из одноименного рассказа Валентины Осеевой «До первого дождя». Сегодня мне бы хотелось обратить чуть больше вашего внимания на этого замечательного детского автора.

Из личного опыта могу сказать, что стихи, рассказы и сказки Валентины Осеевой при выборе «что же почитать тебе, сынок» стоят в приоритете. Это не просто так и я попытаюсь объяснить почему. Все мы прекрасно знаем, что залог правильного поведения ребенка – это личный пример родителей. Зачастую, у детей в определенном возрасте возникают вопросы нравственного характера. Как поступить в сложной ситуации? Что делать, если…? Как справиться с обидой? А честно будет, если я…? Конечно ты, как родитель и взрослый человек, ответ знаешь, на словах и объяснить сможешь... Но достаточно ли этого будет ребёнку? Достаточно ли ему будет только твоего примера?

В таких случаях я обращаюсь к книгам, в частности к рассказам Валентины Осеевой. Моему сыну 5 лет и он уже сам выбирает, какое произведение данного автора мы будем читать. Видимо, в память врезались отдельные рассказы, которые он с удовольствием услышит вновь или же мысленно хочет проиграть и проговорить острую для него ситуацию. Больше всего он любит коротенький рассказ «Просто старушка», где прослеживается линия уважительного отношения к старшим одного героя и безразличия другого. «Три товарища», где затрагивается вопрос дружбы, поддержки друга в сложной ситуации (а для кого-то потеря завтрака вовсе не пустяк), где опять же на примере нескольких героев можно проследить абсолютно разное отношение к возникшей ситуации.

Мне же, как маме, ближе рассказ Валентины Осеевой «Сыновья». Три разных сына у трех разных мам, но насколько глубоко для детского восприятия показано отношение этих самых сыновей к своим мамам.

Список произведений данного автора можно продолжать долго, здесь вы уже выбираете и ориентируетесь сами, я лишь обратила внимание на некоторые из них, исходя из своего личного опыта.

Сразу хочу отметить, что у нас никогда не было такой ситуации, когда «Сын, садись, сейчас я или папа будем тебе читать». Процесс чтения у нас, обычно, выпадает на сон грядущий. Я беру книгу, выбранную мной или совместно с сыном, сажусь и начинаю читать... При этом он может чем-то заниматься, доделывая, как обычно, возникшие перед сном тысячу дел. Однажды я задумалась, слушает ли он меня? А, главное, СЛЫШИТ ли он меня? Но, услышав в ответ на мой вопрос «Сынок, о чем я тебе сейчас прочитала?», пересказанный текст, убедилась в правильности своих действий - в отсутствии принуждения.

Знаете, дорогие мои мамы, при прочтении рассказов Валентины Осеевой мы всегда обсуждаем проигранную в тексте ситуацию. Я могу попросить прокомментировать действия героев, если вижу затруднения, обсуждаем вместе. Очень хочется, чтобы совместные выводы отложились в памяти, закрепились в устойчивую модель поведения и на практике были применены правильно.

Закончить свое повествование хотелось бы высказыванием В.Г. Белинского: «Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон».

"Открывайте мир через призму книги"

Мама-библиотекарь
Алиса Митенёва

Алиса Метенёва