Фантазировать дети начинают в юном возрасте, когда послушав сказки на ночь, засыпая, они начинают представлять себе далёкие страны, неведомые миру, в которых люди летают, любые мечты воплощаются в жизнь, а обычные предметы обладают волшебными свойствами. К сожалению, с появлением современных технологий, потребности детей к фантазии и воображению снижаются.
Девочка смотрит телевизор

Телевидение предоставляет готовые образы, не требующие дополнений или корректировки. Дети воспринимают представленный субъект как должное, не пытаясь что-либо к нему добавить или убрать. Таким образом, исчезает потребность в детском воображении, которое в дальнейшем может обернуться отсутствием креативности, индивидуальности и многогранности личности.

Поэтому с ранних лет необходимо уделять большое внимание развитию фантазии ребёнка. Мировосприятие – это тонкий инструмент, который, словно ароматы Montale, ощутим, осязаем, но в то же время неуловим. Изменить фантазию, улучшить её можно при помощи специальных упражнений. Очень важно, чтобы дети воспринимали представленные занятия не как обязательный учебный материал, а как своеобразную увлекательную игру. Подготовьте подарок за удачно выполненные задания. Это может быть мороженое, шоколад или небольшая игрушка. В общем, мелочь, которая была бы приятна вашему ребёнку.

Дети рисуют

Первое задание развивает образное восприятие. Прочитайте малышу интересную, захватывающую сказку, а потом попросите его изобразить на листе бумаги того героя, который запомнился ему больше всего. Посмотрите, насколько чётко прорисовывает малыш детали. Какой у него получился персонаж? В какой цветовой гамме выполнена работа? Если ребёнок смог нарисовать только расплывчатый образ, значит, фантазия у него развита очень слабо, если же он тщательно прорисовал все детали, но его работа не совпадает с описанным в книге образом, значит, требуется работа над совершенствованием памяти. Если же ребёнок изобразил героя, соответствующего описанию в книге, то можно продолжить и предложить нарисовать жилище персонажа, его окружение и лучших друзей. Выйдете за рамки произведения, попытайтесь додумать то, что не было указано в тексте. Данное упражнение желательно повторять один раз в неделю. Сохраните первый рисунок малыша и через полгода сравните его с последним. Вы увидите разницу не только в точности и манере исполнения, но и в подборе цветовой гаммы.

Второе задание значительно сложнее. Достаньте свой любимый аромат. Это могут быть духи Mandragore от Annick Goutal или парфюм мужа. Нанесите несколько капель духов на запястье, предложите ребёнку закрыть глаза, вдохнуть аромат и рассказать, что у него ассоциируется с этим запахом. Зачастую бывает так, что вопрос, связанный с ассоциациями, ставит малыша в тупик. Помогите ему. Подскажите, как необходимо чувствовать мир вокруг себя, что представлять. Поясните, что ассоциации у каждого человека индивидуальны. Они не могут быть правильными или ошибочными. Один ребёнок может представить себе бескрайний зелёный луг, а другой – морской прибой мощной волны. Очень важно понять свои ощущения и суметь передать их словесно. Это задание действительно является одним из самых сложных. Однако, научившись понимать свои чувства и эмоции, ребёнок сможет легко объяснить причину своих действий, относительно любой ситуации.

В современном мире очень важно не утратить духовную составляющую личности, многогранность мышления и восприятия того, что происходит вокруг нас. Новые технологии, активно внедряемые в нашу повседневную жизнь, исключают возможность фантазировать. Поэтому, создавая искусственные ситуации, в которых необходимо включать воображение, вы сможете развить в малыше творческое начало. И чем раньше это произойдёт, тем лучше и комфортнее будет жизнь любимого чада в этом мире.

Мальчик с самолетиком в поле